Наш адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, Средний проспект дом 60-62
Развитие критического мышления. Урок 1
Нестабильная, неопределённая, сложная, неоднозначная — описание реальности, в которой живёт каждый из нас. В этих условиях возрастает сложность проблем, с которыми мы встречаемся практически ежедневно. У таких проблем нет однозначного или очевидного решения. Они требуют понимания контекста, умения работать с информацией, создания и анализа множества вариантов. А ещё приходится делать это быстро, чтобы успевать за скоростью изменений.
В таких условиях эффективны: навыки критического и креативного мышления для решения проблем.
Критическое и креативное мышление — популярные сегодня понятия, в которые люди вкладывают очень разный смысл. Мы будем использовать на нашем курсе следующие определения.
Критическое мышление — это умение рационально анализировать и оценивать информацию для аргументированного принятия решений.
Креативное мышление — это способность генерировать большое количество нетривиальных идей.
Если проблема сложная, то просто придумать решение недостаточно. Нужно сначала провести анализ информации и сформулировать идею как рабочую гипотезу. Иначе есть риск заняться решением не той проблемы или вовсе не перейти к действиям. Так критическое мышление помогает нам повысить эффективность креативного решения.
Без способности корректно и убедительно обосновать ценность своей идеи реализовывать её будет очень сложно. Поэтому креативность и критическое мышление успешно дополняют друг друга.
Мышление и решение проблем
Всех нас заботят самые разные проблемы: как построить отношения с конфликтным коллегой, приоритизировать задачи на работе, рассказать друзьям о спорной идее или даже как сохранить сбережения в кризис.
Познакомьтесь со школьницей Ириной. Она учиться в 7 классе и ей было поручено собрать группу одноклассников и подготовить часть выступления для школьного праздника, который должен был состояться через месяц. Это задание показалось лёгким, т.к. она раньше уже участвовала подготовках к таким школьным мероприятиям поэтому Ирина неспешно вникала в задание и подбирала желающих поучаствовать. Уже на последней неделе подготовки Ирине стало ясно, что педагог организатор от которого она получила задание неясно сформулировал задачу, из-за чего собранная группа не подготовлена к такому сценарию мероприятия. Из-за этого большая часть мероприятия оказалась под вопросом, а к Ирине подорвалось доверие как к помощнику организатора. И Ирина сделала вывод, что она ни на что не способна.
Задание
Какие решения могли привести Ирину к такому результату?
Верный ответ. Ирина увидела знакомые слова в описании задания и достроила полную картину результата, а неясные моменты проигнорировала.
Верный ответ. Прошлый организационный опыт и репетиции Ирины были успешными. Поэтому она решила привлечь знакомых и друзей с прошлых репетиций и использовать наработанные материалы.
Верный ответ. В прошлом выполнение похожей задачи у Ирины заняло в два раза больше времени. Но она решила, что в этот раз сможет избежать проблем и быстрее справиться с задачей.
Верный ответ. Ирина привыкла репетировать со своими одноклассниками, поэтому закрывала глаза на отсутствие определённых навыков у ребят.
Верный ответ. Ирине было стыдно показаться некомпетентной и не готовой. Ведь она осознала, что именно её выбор привёл к негативным последствиям для всех.
Ирину можно понять. Она столкнулась с большим количеством проблем, которые требовали сложных решений. Так как Ирина училась и занималась репетициями в интенсивном ритме, её мышление экономило силы. Оно сокращало время на решение задач и подталкивало её к опоре на предыдущий опыт и интуицию.
В результате Ирина делала что-то простое вместо того, чтобы делать нужное. К моменту осознания что организация ее части мероприятия провалилась она была окончательно уставшей и подавленной. Ирина решила, что дело в её персональных качествах. Ведь это проще, чем проанализировать причины неудачи организации праздника.
В чем же дело и почему так произошло?
Если коротко, то Ирина решала проблемы с опорой преимущественно на быструю систему мышления. Но обо всём по порядку.
Исследователи относят критическое мышление и креативность к общей группе: навыки мышления, или когнитивные навыки (ways of thinking). То есть в основе этих умений лежит мыслительный процесс — формирование суждений и выбор.
Как он устроен?
Раньше считалось, что все люди по умолчанию мыслят рационально, — в каждой ситуации ведут себя согласно максимальной выгоде для себя. В ошибках люди винили эмоции.
Но оказалось, что мыслительный процесс устроен сложнее. В семидесятых годах психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски доказали, что существуют две принципиально разные системы мышления: быструю и медленную.
Система 1
Быстрая система всегда начеку. Она собирает информацию из окружающей среды и оценивает необходимость реакции. Например, открыть нужную вкладку в браузере или заполнить неловкую паузу на встрече — это задачи, которые решает Система 1.Главный критерий эффективности решения Системой 1 — скорость.
Поэтому она часто подменяет сложные вопросы на простые и рефлекторно подсовывает готовые ответы, которые ощущаются как вполне логичные. Также Система 1 достраивает смыслы, если их не хватает, — как в ситуации с Ириной и неясным заданием от преподавателя.
Система 2
Эта система отвечает за качество принятых решений. Её работа сопряжена с немалыми умственными усилиями, которые она старается экономить за счёт Системы 1. Работа медленной системы ощущается как сознательный мыслительный процесс. Например, анализ ресурсов для реализации проекта — это работа Системы 2. Как правило, она включается, когда возможностей 1-й недостаточно для решения задачи.
Доминирование быстрой системы приводит к систематическим мыслительным ошибкам. Такие ошибки влияют на результат принятых решений. Чем чаще включается Система 2, тем меньше вероятность таких ошибок и лучше результат решений.
Если у человека хорошо развиты обе системы, он может реагировать на ситуацию не «по умолчанию», а сознательно использовать критическое и креативное мышление.